Собор Александра Невского
Собор Александра Невского | |
---|---|
| |
Обиходные названия | Иоаннопредтеченская церковь; Предтеченская церковь; Ивановская церковь |
Адрес | Красный проспект 1а |
Дата основания | 1899 |
Дата постройки | 1915 |
Историческое исповедание | Православная |
Современная принадлежность | РПЦ МП |
Статус | Действующий |
Строительство Храма[править]
Закладка храма во имя святого Александра Невского состоялась 15 мая 1897 г. Место выбрали на возвышенном участке у железнодорожного моста через реку Обь, в начале главной улицы будущего города — Николаевского проспекта. 29 декабря 1899 г. состоялось освящение церкви, а в 1904 г. — боковых приделов. В 1915 г. храм получил статус собора.
Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского, находится в центре нашего города.
Это первый каменный храм города. Собор – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.
Вопрос о постройке Храма возник с появлением в устье реки Каменки посёлка строителей Транссибирской железной дороги, названного позднее Новониколаевском. Не мыслили верующие наши предки поселения без Храма.
Ещё в 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, проехал по маршруту будущей Транссибирской магистрали. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Разговаривая с местными жителями, воочию убеждался, что ходит народ «во тьме и сени смертней».
По результатам поездки в 1892 году ставший императором Николай II учреждает Особый Комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Был создан Фонд имени Александра III, который складывался из взносов ревнителей церкви.
10 октября 1895 года жители посёлка (мостостроители, купцы, мещане. чиновники – всего 21 человек) решили ходатайствовать перед Томским и Барнаульским епископом Макарием о том , чтобы построить церковь во имя благоверного князя Александра Невского, а пока возвести временный молитвенный дом. Был организован Комитет во главе с Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.Косякову, Д.Пруссаку разработать проект храма вместимостью 500 человек, назначил попечителем стройки инженера В.А. Линка. 24 ноября 1895 года был открыт молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства, освящён священником Константином Львовым в декабре 1895 года.
Александро-Невская церковь 1900 г.
Клировые ведомости церкви за 1897-1898 годы свидетельствуют:
1. Временный молитвенный дом построен в 1895 году тщанием прихожан.
2. Зданием деревянный и отдельной колокольней на столбах. Ограды нет.
3. Престол в нем – один во имя Святаго Благовернаго Князя Александра Невского.
4. Утварью достаточен: семь облачений для священников, три стихарей для диакона..
5. Указом Св.Синода от 10 февраля 1896 года открыт самостоятельным приходом с причтом из священника и псаломщика. Оба на лицо.
6. Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет.
7. Дома для священника и псаломщика есть, деревянные. Удобные…..
В приходе имеется школа, принадлежащая Алтайскому Горному Управлению, на средства которого и содержится. В школе обучаются 83 мальчика и 23 девочки. На содержание школы Горное Управление затрачивает около 600 рублей в год.
Приходское попечительство открыто с 10 апреля 1898 года. Имеется Комитет по построению храма.
Кроме означенной Горной школы, в поселке имеются 3 церковно-приходские школы.
1-я школа открыта 18 сентября 1897 года для девочек и содержится на средства местного священника Василия Посельского. Обучается 45 девочек.
Другая школа для мальчиков открыта 15 октября 1897 года на средства благотворителей, обучается 80 мальчиков, с 26 сентября 1898 года преобразована в двух-классную церковно-приходскую школу.
6 октября месяца 1898 года на средства местного приходского попечительства открыта школа грамоты, в которой обучаются 41 мальчик и 19 девочек.»
Первым священником в посёлке стал Василий Алексеевич Посельский.
По указу Священного Синода от 18 марта 1898 года за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника, диакона и псаломщика.
Распоряжением от 2-го марта 1896 года Император Николай II жалует под строительство храма и дома причта 1878 кв. саженей земли, от 20 сентября 1902 года 1000 кв. саженей.
Строился храм Александра Невского в память Императора Александра III, основателя Великого Сибирского пути, поэтому строительству храма императорский двор придавал особое значение.
Император Николай II пожертвовал на строительство храма 5 0000 рублей, да на изготовление иконостаса 6500 рублей. Основные же средства выделил Фонд имени Александра III - 47 тысяч рублей, из них 19 тысяч доля купцов Баевых.
И вот 15 мая 1897 года в присутствии Томского губернатора, начальника Средне-Сибирского участка Транссиба, инженеров Меженинова и Линка состоялась закладка храма. Стройку возглавил инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900)- строитель последнего пролёта моста для Транссиба.
В 1899 году церковь была построена и освящена.
В 1912 году в своём Рапорте Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому, Благочинный градо Ново-Николаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда Имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был Государь Императора Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 году 5000 руб., в декабре 1899 г. – 6500 рублей; и купцов супругов И.Д. и А.З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.
Храм каменный с тремя престолами: главный во Имя Св. Благовернаго Князя Александра Невскаго и два боковых - во имя Св. Чудотворца, Николая Мирликийскаго и св. великомученика Георгия Победоносца.
Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два по благословению вашего Преосвященства в 1904 г. (1 и 29 декаб.) Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…»
И далее: «исполнивших христианский долг исповеди в текущем году было обоего пола 4269 ч., в минувшем 1911 году 4220 ч.».
7 декабря 1899 года Государь Император пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб Великого князя Георгия Александровича.
Императором Николаем II были также пожертвованы храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Украшением храма также был образ Георгия Победоносца, пожалованный вдовствующей императрицей Марией Федоровной в память об умершем наследнике Великом князе Георгии Александровиче Романове.
Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно - в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. (Гано, Ф. Д-159, оп. 11. Д. 113-а). Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.
Окончание строительства великолепной церкви и освящение ее можно считать одним из самых крупных успехов церковного строительства в Сибири. На крутом берегу Оби, над широко раскинувшимся внизу многолюдным посёлком был красив этот храм и настолько удачно было выбрано для него место. Церковь была самой крупной и красивой из всех церквей, построенных из средств Фонда Александра III.
За построение храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, восходящим к традициям ко времени становления Христианства, вознёсся храм своими куполами над двухэтажными купеческими домами, украшенными кружевами деревянной резьбы, и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.
Первым настоятелем храма стал переведенный к церкви из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Антонович Завадовский.
Завадовский Николай Антонович родился в 1848 году в семье священника, окончил Томскую духовную семинарию и 2 мая 1871 года был рукоположен в иерея. Поочередно служил в храмах Нарыма, Убинска, с. Устъ-Сергиевского, г. Ишима, с. Боготол. 29 января 1899 года указом Томской консистории переведен к Александро-Невской церкви г, Новониколаевска. В 1902 году получил назначение на должность благочинного 8-го округа. 30 августа 1904 года был возведен в сан протоиерея. 6 мая 1909 года награжден орденом святой Анны III степени, 12 февраля 1910 года назначен благочинным церквей г. Новониколаевска.
В 1900 году, в возрасте 43 лет, от кровоизлияния в мозг неожиданно скончался Николай Михайлович Тихомиров.' Его похоронили в ограде построенной им церкви, установив на могиле мраморную плиту с надписью, сделанной золотом: "Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича".
Священнослужители Александро-Невской церкви занимались просветительской деятельностью. В 1900 году в соборе по воскресеньям в вечернее, а иногда и в утреннее время проводились чтения. Всего за год было проведено 12 чтений, на которых присутствовало около 800 человек. С лекциями выступали священник Николай Завадовский, диакон Михаил Чистосердов и псаломщик Павел Смолин.
На территории прихода Александро-Невской церкви размещались следующие учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырёхклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).
В феврале 1910 года Александро-Невский храм стал центром благочиния новониколаевских церквей.
В 1911 году церковь насчитывала 4442 прихожанина, 28 из которых были раскольники.
В приходе Александро-Невской церкви существовало два приписных храма: Воскресенский клабищенский и храм в честь Покрова Божией Матери. В 1913 году эти храмы были выделены в самостоятельные приходы.
В 1915 году, когда в Новониколаевске было построено уже несколько церквей, храм получил статус собора. В 1924 году с образованием Новониколаевской епархии стал именоваться кафедральным.
В 1915 году храм св. Александра Невского получает статус собора. В первые послереволюционные годы приходская деятельность продолжается 25 июня 1918 года на общем собрании прихожан под председательством отца настоятеля протоиерея Николая Никольского обсуждался вопрос об открытии при храме Сестричного общества, а 28 июня Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский, благословил это начинание Старшей сестрой избрали Марию Васильевну Востокову, казначеем - священника Иоанна Россова. Вскоре были изданы правила, в которых излагались главные задачи общества: оказание помощи престарелым и больным.
Первый храм и первый каменный собор в разрастающемся с огромной скоростью в Новониколаевске. Но как же недолго он оставался центром Православия!
В 1923 году случился в России раскол, и святыню молодого города захватили обновленцы. С 1923 по 1938 год собор принадлежал раскольникам-"обновленцам". В нем с 1923 по 1934 год находилась кафедра "митрополита всея Сибири" Петра Блинова, а с 1934 по 1938 год -"архиепископа" Александра Введенского (тезки организатора и идейного вдохновителя обновленческого раскола). В 1938 году по постановлению облисполкома храм был закрыт.
Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 30-годы трижды делались попытки взорвать его, но закладывали заряд за зарядом, а разрушили лишь подвальные перегородки. На храме не было ни единой трещинки! Конечно можно было уложить столько взрывчатки, чтобы храм взлетел на воздух целиком, но тогда, по расчетам инженеров, легли бы в прах и здания краевой администрации и Запсибкрайисполком. Однако в планы города это не входило. От разграбленного храма с изуродованными подвалами власть в бессилии отступила, решив использовать даром доставшееся народное достояние по собственному усмотрению.
Позднее собор Александра Невского признали памятником культуры местного значения. В его техническом паспорте была сделана запись: "Собор как памятник культовой архитектуры значимости не имеет, Ценен прежде всего тем, что является первым каменным зданием в городе".
За годы советского периода здание храма перестраивалось в зависимости требований его занимавших и разрушалось.
В 40-годы в соборе разместили проектный институт, а заодно уничтожили часть росписей внутри собора.
Внутренний вид храма[править]
В 1957 году здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники и внутри собора учинили полный произвол! Чтобы соорудить второй этаж, огромными швеллерами прошили насквозь стены собора, настелили пол. Из купола сделали комнату и, наконец, добрались до росписей собора, выполненных томскими иконописцами мастерской И.А.Панкрышева. Росписи соскоблили, замазали толстым слоем краски. Клиросная лестница вела теперь в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.
Мрачное зрелище являл собой внешний вид храма; купол без креста, выкрашенный зеленой краской, которая от времени местами облезла; грязные, давно не мытые окна, деревянный забор вокруг храма.
В 1971 году решили проложить кабель. Траншея привела к склепу с останками строителя храма Н.М. Тихомирова Останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. Скромный гранитный памятник стоит на полузабытой могиле одного из основателей нашего города.
В апреле 1984 года студия кинохроники покинула помещение собора. Здание перешло в ведение управления культуры Новосибирского облисполкома, предполагавшего переоборудовать его под концертный зал для камерного хора. Уже был разработан проект реставрации и переоборудования, предполагавший сооружение дополнительного подземного яруса для размещения гардероба, буфета, туалета. На протяжении нескольких лет из-за отсутствия необходимых денежных средств работы по реконструкции помещения не велись. Наконец в 1988 году филармония заключила договор с кооперативом "Эхо" на проведение реставрационных работ, которые вскоре были приостановлены благодаря вмешательству общественности города Новосибирска. Начало работ по переоборудованию храма вызвало волну протеста. На проходившей в декабре 1988 года научно-общественной конференции "Христианство в истории и культуре России" было принято решение добиться передачи храма в ведение Русской Православной Церкви. 8 февраля 1989 года газета "Вечерний Новосибирск" опубликовала статью Александра Плитченко "Дорога "Дорога к храму" с призывом спасти памятник истории, культуры и архитектуры города. Объединенный пленум творческих союзов города поставил вопрос о пересмотре решения о передаче здания собора филармонии и возвращении его Церкви. В Новосибирский облисполком, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР пошли письма: "Совет клуба научных контактов при Доме ученых СО АН СССР счел, что здание бывшего собора Александра Невского должно быть передано Новосибирской епархии" . Клуб организовал сбор подписей в поддержку этой инициативы. К письму прилагались листы с подписями работников Вычислительного центра, Центрального конструкторского бюро, Новосибирского государственного университета, Ботанического сада, Дома ученых, жителей Академгородка, обращения верующих: "Сколько наших деток погибло в Афганистане Мы, матери погибших детей, просим вернуть нам церковь, чтоб свечка горела и лампадка за них. Все мы перед Богом. С низким поклоном Дарья".
В городе возникали инициативные группы по сбору подписей в пользу передачи храма Церкви. В Советском районе было собрано 700 подписей жителей. Одна из активисток писала: "Считаю, что передача Храма в любые другие руки, любые организации, кроме церкви, является кощунством по отношению к верующим, к истории нашего города". В канун празднования 1000-летия Крещения Руси к председателю Новосибирского облисполкома Владимиру Анатольевичу Бокову "с сердечной просьбой рассмотреть вопрос о передаче храма Александра Невского верующим" обратился митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон..
Осенью 1989 года глава Русской Православной старообрядческой церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в Новосибирский облисполком с ходатайством о передаче здания старообрядческой общине Новосибирска: "Уважаемый Владимир Анатольевич! В настоящее время нахожусь в городе Новосибирске и хотел бы Вас приветствовать и высказать большую просьбу - речь идет о Храме Александра Невского. К Вам уже обращались мои верующие с просьбой передать его Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. Прошу Вас, поддержите их, пойдите навстречу, именно в ЭТОМ будет проявлен, на мой взгляд, новый подход в государственно-Церковных отношениях и справедливость к Старообрядцам. С искренним уважением Высокопреосвященнейший Алимпий Митрополит Московский и всея Руси. 22 сентября 1989 года" (ГАНО. Ф. Р-1418.Оп. 1. Д. 289. Л. 39)..
На рассмотрение в Городской совет поступил пакет документов с предложением организовать на базе храма музей истории православия и атеизма в Сибири. План предполагал восстановление собора по проекту 1897 года, оборудование внутренних помещений традиционными для начала века системами отопления, освещения и вентиляции, сигнализации и связи, определение набора сменяемых экспозиционных установок без нарушения интерьера, витрин для выставок редких книг, живописных произведений, ритуальных предметов. Авторы этой идеи предполагали организовать курс лекционных программ, установить для музея правила и режим работы на правах самостоятельного филиала Новосибирской картинной галереи.
Ситуация в обществе оставалась напряженной. Городская газета продолжала публиковать письма жителей Новосибирска о необходимости пересмотра решения городских властей. 9 июля 1989 года в Нарымском сквере инициативная группа организовала митинг. Его участники приняли резолюцию активизировать борьбу за передачу собора Церкви и применить новые формы протеста: голодовки пикетирование для привлечения внимания общесоюзных средств массовой информации. Было принято обращение к депутатам Новосибирского горсовета: "Уважаемые товарищи депутаты! Десятая сессия Новосибирского городского Совета народных депутатов вопреки ожиданиям общественности города так и не решила судьбу собора Александра Невского. Стало очевидным, что областное и городское руководство категорически против передачи собора Православной Церкви, а проводимые опросы общественного мнения - лишь отвлекающий маневр. Затягивание решения проблемы, навязывание альтернатив использования собора - все говорит о стремлении аппарата измотать общественность в дискуссиях и решить вопрос по-своему. Проблема собора А. Невского давно уже приобрела политический характер. Отказ возвращения храма его истинному хозяину - Русской Православной Церкви - это нежелание развития демократических начал в нашем городе, боязнь победы общественного мнения, в конечном счете - нежелание перемен.
Собор А. Невского - это не только культовое сооружение, это русская святыня! Возвращение его Церкви - это не идеологическая у ступка, как утверждают некоторые функционеры, а один из путей духовного возрождения нашего общества. Уважаемые товарищи! Вспомните год закрытия собора -1937, год разгула беззакония. Почему же сейчас, во времена пробуждения демократии, времена создания правового государства, наши руководители под благовидными предлогами пытаются закрепить произвол? Неужели вы допустите, чтобы это сделали вашими руками? Уважаемые депутаты, голосуя за возвращение храма Александра Невского Русской Православной Церкви, вы не только восстановите историческую справедливость, но и создадите в городе прецедент победы общественного мнения, заложите основу демократического подхода к решению общегородских проблем! Ответственные за митинг: Степанова А. Д., Чернецкий B.C. и 271 подписавшийся участник митинга. (ГАНО. Ф.Р-1418.Оп. 1.Д. 289. Л. 85)
Воздвижение Животворящего Креста Господня[править]
25 августа 1989 года Новосибирский городской совет, "учитывая общественное мнение жителей города, предложения общественных организаций, а также просьбу Новосибирского епархиального управления", принял решение о передаче собора Александра Невского Новосибирской епархии.
Сразу после возвращения собора началось его восстановление. Была вновь отстроена колокольня, перекрыты купола храма, обновлены и восстановлены пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены.
6 мая 1990 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, освятил колокола для возрожденной звонницы собора. А 15 мая 1991 года происходит событие в истории Собора, духовное значение которого трудно переоценить: впервые прибывший с визитом в наш город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает собор. Знаменательно, что событие это совершилось в тот день, когда 94 года назад был освящён закладной камень будущего храма.
С этого момента возрождается духовная жизнь прихода: ежедневно совершаются богослужения, открывается воскресная школа.
В 2002 году рядом с собором было завершено возведение крестильного храма и административно-хозяйственного комплекса по проекту известного новосибирского архитектора А.Г. Скоробогатько. Неоценимую помощь в строительстве оказало руководство Западно-Сибирской железной дороги.
Завершена роспись стен собора. Её автор - художник П.А. Милованов.
Центром общины Александро-Невского собора является православное Братство Александра Невского, которое действует с 1993 года, ведёт активную антисектанскую и миссионерскую работу в Новосибирской епархии.
Созданное при активном участии прихожанок Александро - Невского собора православное сестричество во имя святых Жен-Мироносиц неустанно служит нуждам ближних в областной клинической больнице, много трудится по укреплению нравственности подрастающего поколения.
Сестричество[править]
Православное братство и сестричество за счёт добровольных пожертвований и средств прихода окормляют малоимущих, осуществляют поддержку многодетных семей, ведут просветительскую деятельность.
При соборе действует информационный центр по вопросам сектантства, возглавляемый настоятелем протоиереем Александром Новопашиным.
Работает воскресная школа для детей и взрослых. Организована дружина во имя святого и благоверного князя Александра Невского, которая объединяет молодых людей-прихожан. Основными целями дружины являются охрана православных храмов и церковных мероприятий, участие в миссионерской и просветительской деятельности, возрождение русских боевых традиций, участие в антисектантской деятельности. В дружине молодые люди находят применение своим моральным и физическим силам и реализуют своё желание служить Вере и Отечеству. Миссионерская деятельность дружины: это участие в миссионерском плавании корабля-церкви, в организации и деятельности летнего православного лагеря для детей в с. Завьялово Искитимского района и молодежного военно-спортивного лагеря, миссионерские поездки.
Собор является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Ежегодно по территории Новосибирской области совершают миссионерские поездки поезд «За духовное возрождение России» и корабль-церковь « Андрей Первозванный».
С 2005 года при соборе действует епархиальный паломнический центр (председатель - протоиерей Владимир Бобров).
Многократно священнослужители собора были свидетелями снисхождения Благодатного огня в Иерусалимском Храме Гроба Господня в Великую субботу и доставляли великую святыню в Новосибирск.
Величайшим событием в жизни собора явилось перенесение частицы чудотворных мощей небесного покровителя храма - святого благоверного князя Александра Невского из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в 1994 году.
В 2004 году собор отметил своё 105-летие.
Сегодня в соборе, по милости Божией, находится множество православных святынь.
Храмовые святыни[править]
- Храмовая икона с частицей мощей и с частью схимы святого благоверного князя Александра Невского (расположена в центральной части на амвоне)
- Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амросия Оптинского (расположена в левом приделе храма)
- Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
- Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузьмича, старца Томского
- Ковчег с частицами мощей многих святых (находится в алтаре)
- Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
- Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Иверской» (расположена в иконостасе правого придела)
- Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)
- Икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.
Эти святыни (кроме тех, что находятся в алтаре) доступны для поклонения всем верующим и служат утешением и укреплением многим страждущим нашим соотечественникам.
Собор является памятником истории и культуры регионального значения (решение облиспокома № 236 от 14.04.1976 г.)..Советская, 1а.
Ссылки[править]
Оффициальный сайт Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского