История храмов Новониколаевска
История Новониколаевских храмов тесно связана с историей самого города, возникшего в ходе строительства Сибирской железной дороги. Председателем Комитета строительства Транссиба Александр III назначил своего наследника Николая Александровича, будущего императора Николая II. В 1891 году, совершая кругосветное путешествие, он проехал через Сибирь. Набожного Николая поразила малочисленность церквей на пути его следования, и он поднял вопрос о строительстве церквей в зоне строительства железной дороги. Для этой цели был создан фонд имени императора Александра III. В поселке Новониколаевском в Вокзальной части в 1897 году была построена церковь во имя пророка Даниила. Но еще раньше, 18 сентября 1895 года, жители поселка возбудили ходатайство о строительстве храма им. Александра Невского, святого покровителя императорской семьи. Для строительства храма был создан общественный комитет во главе с начальником строительства Средне-Сибирского участка Транссиба тайным советником Г. Межениновым. Временно, до постройки кирпичного храма был построен деревянный молитвенный дом, который в декабре 1895 года был освящен священником Константином Львовым. Первым священником поселка стал Василий Алексеевич Посельский. Согласно Указа Синода № 780 от 10 февраля 1896 года при молитвенном доме был открыт Самостоятельный приход с притчем из Священника и псаломщика. 4 апреля 1896 года Николай II разрешил безвозмездно передать под храм участок земли в 1 десятину, принадлежащей Кабинету. Однако начать строительство в 1896 году не удалось из-за отсутствия средств. Закладка фундамента церкви произошла 22 мая 1897 года. Николай II вновь сделал крупное пожертвование, он дал 5 тыс. рублей. Строителем церкви назначался инженер-путеец Н. М. Тихомиров, а авторами проекта церкви были либо архитектор К. К. Лыгин, либо архитектор Соловьев. Основные средства на постройку церкви выделил фонд им. Императора Александра III. И этих средств было выделено на храм 47 тыс. рублей, причем 19 тысяч рублей составляло пожертвование московских купцов Баевых. Кроме этих денег, какая сумма была собрана среди самих жителей поселка. К концу 1898 года кладка кирпичных стен была закончена. В ней было три придела: главный придел во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и два боковых: Святителя и Чудотворца Николая и Святого великомученика Георгия. Когда выяснилось, что открытие церкви задерживается за неимением денег на изготовление иконостаса, то 6500 рублей на него пожертвовал в очередной раз Николай II. Роспись церкви выполнялась томской иконописной мастерской И. А. Панкрышева. 29 декабря 1899 года церковь была освящена епископом Томским и Барнаульским Макарием. Церковь поставлена очень удачно: на возвышенном месте у железнодорожного моста, являясь памятником как Александру III, так и строителям Великого Сибирского пути.
После того, как в городе стало действовать несколько церквей, Александро-Невский храм стал главным - Соборным. В годы Советской власти церковь была закрыта. В 1988 году, в год 1000-летия принятия Русью Христианства, восстановленная церковь была вновь освящена патриархом Алексием II.
После окончания строительства кирпичного храма деревянный молитвенный дом был разобран и перенесен на новый участок на ул. Будаговской. В 1901 году в поселке появился новый храм - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале колокольня стояла отдельно, но в 1906 году купцы Маштаковы пожертвовали деньги на расширение, а колокольня стала составлять единое целое со зданием храма. При церкви была открыта церковно-приходская школа. В годы Советской власти она была закрыта, а в ее помещении находились различные организации. Сейчас здание возвращено Новосибирской епархии и в нем вновь функционирует церковь.
В городе Новониколаевске действовали на 1911 год следующие православные храмы: в Вокзальной части - железнодорожная Пророко-Данииловская церковь; в Центральной части - Покровская церковь, Александро-Невская церковь и кладбищенская Воскресенская церковь, построенная в 1907 году на городском кладбище (ныне Центральный парк культуры и отдыха); в Закаменской части города в 1908 году была освящена Богородице-Казанская церковь; в военном городке в 1910 году была построена церковь во им. Св. Георгия Победоносца.
Однако, население города росло очень быстро, что вызвало необходимость постройки новых церквей для удовлетворения религиозных нужд граждан. Поэтому в 1911 году местное общество возбудило ходатайство о строительстве в Вокзальной части города нового храма. Возглавил комитет по постройке храма священник Пророко-Данииловской церкви Александр Смычков. 29 января 1912 года было освящено место строительства храма на Турухановской площади. Городская Дума приняла решение о безвозмездном отводе земли для строительства церкви. По первоначальным замыслам она должна быть кирпичной, но не удалось получить ссуду, о которой хлопотал Комитет. Для строительства был выбран, вероятно, один из типовых проектов, так как в документах автор проекта нигде не указан. Технический контроль за строительством церкви осуществлял городской архитектор Ф. Рамман. Комиссия по приемке здания, собравшаяся 30 марта 1913 года, выявила ряд недостатков, которые препятствовали началу его работы. Лишь 27 июня 1913 года храм после тщательного осмотра был принят повторно собравшейся комиссией. Так, в Новониколаевске появился седьмой православный храм. 26 января 1914 года священник А. Смычков в последний раз собрал членов Комитета по постройке Храма и выразил всем благодарность за участие в его постройке. Стоимость строительства церкви составила около 10 тысяч рублей, не считая пожертвованного материала: кирпича, железа, камня, извести. Самым крупным жертвователем был генерал-лейтенант Аркадий Выкуловский-Донзинский. Многие граждане города бескорыстно трудились на строительстве церкви. Согласно Указа Синода от 11 июня 1913 года при Вознесенской церкви был открыт самостоятельный приход.
Лишь через 75 лег осуществилась мечта первых прихожан Вознесенского храма. В месть 1000-летия принятия на Руси христианства храм, ставший к этому времени кафедральным собором города, был перестроен из деревянного в кирпичный. Руководил этим трудным делом, церковь не прекращала работу, настоятель храма протоирей отец Дмитрий (Дмитрий Иванович Бутько), ныне глава Кемеровской епархии архиепископ Сафроний.
Подавляющее большинство жителей Новониколаевска были православными, но кроме них в городе проживали протестанты, католики, мусульмане, поклонники иудейской веры. Городская власть проводила политику веротерпимости и удовлетворения религиозных нужд всего населения. До революции в городе действовали католический собор, а также мусульманская мечеть, еврейская синагога, открытые в 1909 году.