Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы | |
---|---|
| |
Адрес | Байдукова 1 |
Дата основания | 1989 |
Дата постройки | 1990 |
Историческое исповедание | Православный |
Современная принадлежность | РПСЦ |
Статус | Действующий |
Старообрядцы среди первых поселенцев будущего Новосибирска Править
Строительство нового поселения притягивало людей из различных социальных слоев общества. Для старообрядцев, гонимых царскими властями, новое поселение на строящейся железной дороге в далекой Сибири — место, несомненно, весьма привлекательное. Здесь, вдали от светских и синодальных властей, можно было надеяться на менее жесткий контроль, на естественные послабления, которые всегда бывают в местах скопления большого количества людей. Первые поселенцы-старообрядцы происходили из крестьян окрестных деревень и сел Томской губернии и Алтайского округа. Они брали сезонные подряды на земляные, плотницкие и каменные работы, что давало дополнительный заработок, особенно поздней осенью и зимой. Постепенно часть из них обосновалась в посёлке на постоянное житьё. С увеличением объёмов строительных работ, созданием железнодорожного хозяйства и быстрым ростом посёлка сюда приезжают старообрядцы из других социальных групп: мещане, купцы, служащие различных ведомств.
Приверженцы Старой Веры селились в сибирских сёлах начиная со второй половины XVII века. В условиях постоянной угрозы ареста они, тем не менее, находили возможность собираться на богослужения. После 1846 года, когда к старообрядчеству присоединился митрополит Амвросий и образовалась Белокриницкая митрополия, появились свои старообрядческие епископы и священники. Они ездили по приходам, исполняя все необходимые христианам требы, но вынуждены были делать это тайно.
В старообрядческом журнале «Церковь» N 30 за 1909 год написано, что в городе Ново-Николаевске Томской губернии уже десять лет назад существовал старообрядческий приход, а храм во имя Рожества Пресвятыя Богородицы уже восемь лет как построен. Можно сделать вывод, что в 1899 году приход уже функционировал, а в 1901 году новониколаевские старообрядцы имели либо церковь, либо молельный дом. Скорее всего, это был просто жилой дом, приспособленный для богослужений, поскольку в те времена старообрядцам не разрешали строить настоящие храмы.
По просьбе прихожан в 1903 году старообрядческим епископом Феодосием Томским на приход был рукоположен священник о. Павел (Павел Васильевич Колосов). Но до весны 1905 года староверы не имели никаких прав и свобод.
Рождение общины Править
17 апреля 1905 года был обнародован царский Указ «О началах веротерпимости», а 17 октября 1906 года принят и опубликован Указ «О порядке устройства общин». Новониколаевские староверы одними из первых воспользовались предоставленными свободами. В 1906 году они обратились с ходатайством о регистрации общины. Ходатаями выступили 54 человека. 21 февраля 1907 года Томское губернское управление приняло решение зарегистрировать общину, именуемую «Новониколаевская старообрядческая община Рождества Пресвятой Богородицы», и уже 24 февраля 1907 года ходатаи получили извещение об этом. Так с 1907 года началась история самого крупного в Сибирском регионе старообрядческого прихода Белокриницкого согласия.
Среди основателей общины были люди разных сословий: крестьянин Коптелов Илларион Емельянович, купец Поляков Арефий Тимофеевич, мещанин Филиппов Дмитрий Порфирьевич и многие другие. В 1907 году, когда в Ново-Николаевске была зарегистрирована община, богослужения проходили на ул. Семипалатинской, 6 (теперь ул. Орджоникидзе. Место, где был храм, сейчас находится в глубине квартала). Предположительно, это был дом новониколаевского прихожанина Заграничнова Михаила Прокопьевича.
В числе новониколаевских староверов Белокриницкого согласия было немало деятельных и состоятельных людей, в частности, купцы Кирилл Александрович Поляков (первый председатель церковного совета) и Тарас Иванович Чернышов, братья Заграничновы, Пинаев И. Е. и др. Они активно занимались делами общины. За десять дореволюционных лет (с 1907-го по 1917 год) трудами прихожан была налажена общинная жизнь, было организовано двухклассное начальное училище, подготовлена площадка под строительство каменного храма. Были заложены основы сибирской певческой школы. В общине функционировал культурно-просветительский кружок старообрядческой молодежи.
Первым священником в зарегистрированной общине был отец Петр Черёмухин (1907–1912 гг.) После него до 1918 года служил о. Даниил Суворов, известный своей общественной и культурно-просветительской деятельностью. В июле 1915 года он выезжал для сопровождения вагона с подарками от старообрядческих приходов для воюющей армии и подношения иконы святого Николы Чудотворца Верховному Главнокомандующему. Он был ответственным редактором епархиального журнала «Сибирский старообрядец», выпускавшегося с 1918 года, членом совета епархиальных съездов, преподавал в училище. Потом опять служил о. Павел Колосов.
Во время Гражданской войны в город съехалось множество священнослужителей-беженцев с Урала и Приуралья, в том числе Главный старообрядческий священник Белой армии отец Иоанн Гаврилович Кудрин. Сюда же прибыл епископ Казанско-Вятский Филарет. По общему решению духовенства в новониколаевской общине остался для служения о. Андрей Захаров из села Вознесенского Пермской губернии. В 20-е годы в общине служили о. Иоанн Кабанов, о. Иосиф Слюсарев, о. Михаил Немкин.
Через новые запреты к возрождению Править
По воспоминаниям прихожан, храм на улице Семипалатинской был закрыт в конце 20-х годов. Сохранилось письмо женщин-работниц, в котором они требовали передачи под детский сад молитвенного дома старообрядцев, расположенного по адресу: ул. Семипалатинская, дом N 6. После закрытия храма богослужения совершались тайно по домам прихожан. С 1931 года служил о. Феоктист Третьяков. В 1933-м его арестовали.
В тридцатые годы репрессиям подверглись как старообрядческое духовенство, так и многие активные прихожане. Уничтожены были все сибирские старообрядческие архиереи: епископы Тихон (Сухов), Афанасий (Федотов), Амфилохий (Журавлев), Арсений (Давыдов). В лагерях погибло множество священников. Расстреляны были о. Даниил Суворов, о. Феоктист Третьяков. Многие священники прошли через ужасы лагерей и тюрем.
Здание церкви было отобрано, и собирались тайно в домах прихожан. Постоянного настоятеля долгое время не было, приезжали священноиереи из разных мест. Прихожане вспоминают, что после войны окормлял их о. Матвей Байкалов. До 1946 года община фактически находилась на нелегальном положении, но прихожане не оставляли попыток вернуться к полноценной молитвенной жизни. Много сил приложил к делу воссоздания общины прихожанин Федор Иванович Пухов. Наконец, 16 января 1946 года решением Совета по делам религиозных культов старообрядческая община была вновь зарегистрирована.
С сороковых годов и до 1978 года на молитву прихожане собирались в доме N 101 на ул. Овражной. В 50-е годы служили о. Никола Ионин и о. Иоанн Афанасьев. В 1958 году начал своё служение о. Трофим Гребнев, фронтовик, прошедший лагеря и стройку Беломорканала. В течение 20 лет он окормлял общину в условиях постоянного давления на Церковь со стороны властей. Священникам запрещалось совершать требы по домам, запрещалось без разрешения выезжать в другие приходы, под угрозой закрытия общины выдвигались требования не допускать на службы детей и молодёжь. Нынешний настоятель кафедрального собора протоиерей Михаил Задворнов вспоминает, как перед Пасхой мальчишки приходили в храм ещё днём и сидели там тихонько, потому что к вечерней службе у церкви стояли кордоны комсомольцев, не пускавшие молодёжь в церковь. Но община жила.
Здание на Овражной пошло под снос, и в 1978 году старообрядцам выделили участок с двумя домами в Заельцовском районе на ул. Пестеля, 10 и 12. Прихожанам пришлось, засучив рукава, приняться за устройство церкви на новом месте. Для богослужений нужно было большое помещение, поэтому убрали поперечную стену, сняли чердачное перекрытие, устроили сводчатый потолок.
С 1981 года настоятелем общины становится о. Михаил Задворнов, коренной новосибирец, постоянный прихожанин с детских лет. Он был рукоположен во иерея 4 июня 1981 года архиепископом Московским и всея Руси Никодимом, и вот уже более 25 лет окормляет новосибирский приход.
В 1988 году была воссоздана Митрополия Московская и всея Руси во главе с митрополитом Алимпием Гусевым. Получив некоторую свободу, старообрядцы, как и в начале века, начали строить церкви. В 1990 году было освящено место под строительство нового храма, который прихожане строили своими силами девять лет до его освящения и не завершили ещё всех отделочных работ до сего времени.
В 1992 году была образована Новосибирская епархия, возглавляемая епископом Силуяном (Килиным С. А.). Храм, освящённый митрополитом Алимпием 19 сентября 1999 года, является кафедральным собором епархии.
Соль земли русской Править
С тех пор старообрядческая община обрела новую жизнь под сводами настоящего храма, о котором мечтали многие поколения благочестивых предков нынешних прихожан. Приход значительно вырос. Численность его составляет не менее тысячи человек. Каждое воскресное богослужение собирает под сводами храма по триста — четыреста прихожан. Много молодых семей, много детей. Молодежь учится, многие имеют высшее образование. Прихожане активно участвуют в жизни общины, молодёжь осваивает старинное крюковое пение и чтение на церковнославянском языке. Церковный хор кафедрального собора считается одним из лучших старообрядческих хоровых коллективов России. Неоднократно пел наш хор в Московском Покровском кафедральном соборе, участвовал в выступлениях за рубежом, в столице и в городах Сибири. Прихожане стремятся сохранять благочестивые традиции предков в церковных богослужениях, в семейной жизни, в воспитании детей в духе крепкой Веры и любви к своему Отечеству.
Какие бы гонения ни претерпевали старообрядцы за Веру, - Родина, Россия всегда были и остаются для них священными. Сотни тысяч старообрядцев по призыву и добровольцами защищали Родину в Великую Отечественную войну. Служба в армии всегда была особо почётным делом в старообрядческих семьях. И сегодня молодые старообрядцы с честью несут службу Родине. Недавно вернулся в Новосибирск наш прихожанин Алексей Устинов. Он служил в Кремлёвском полку, а его младший брат Иосиф служит в дивизии им. Ф. Э. Дзержинского.
Своё 100-летие старообрядческая община во имя Рожества Пресвятыя Богородицы встречает с молитвенным благодарением ко Господу Богу и Пресвятой Богородице, ко всем святым, с почитанием светлой памяти предшествующих поколений христиан-старообрядцев, чьими трудами и молитвами образована была и в течение целого века возрастала община.
Строительство собора Править
В конце 80-х годов в жизни новосибирской общины начался новый этап. Было решено строить новый, каменный храм. Старое церковное здание не отвечало потребностям прихода, по большим праздникам пожилые прихожане порой теряли сознание от духоты и тесноты. Эскизный проект храма, выполненный архитекторами А. П. и Е. А. Долнаковыми к весне 1989 года, получил одобрение митрополита Алимпия. Началась кропотливая работа над рабочим проектом, который был завершён летом 1990 года.
21 сентября 1990 года митрополитом Московским и всея Руси Алимпием в районе улицы Бестужева был освящён участок под строительство каменной церкви. Но сколько проблем надо было решить! Деятельное участие председателя церковного совета М. И Борисова, прихожанина Д. И Сахарова при активной поддержке настоятеля о. Михаила Задворнова и постоянной помощи архитектора А. П. Долнакова позволило начать строительство при наличии минимальных финансовых ресурсов.
Сейчас, глядя на величественное здание кафедрального собора, вряд ли кто может поверить, что строилось оно руками прихожан, практически без использования современной техники. Профессиональная бригада строителей была нанята только для возведения фундаментов. Всю стройку вёл и продолжает вести бессменный прораб, опытный строитель О. Ф. Глебкин, который строительству храма отдаёт всю душу. Стены собора выложены двумя молодыми прихожанами - каменщиками Борисом Кокориным и Романом Бекренёвым, которые сами месили раствор на дворе деревянного храма на улице Пестеля и везли его на санях или на тележке в обычном бельевом корыте на стройку. В качестве подъёмного механизма использовались лебёдки, и только для подъёма крупноразмерных балок и плит нанимали кран. Подсобниками были тоже свои прихожане. Работали на стройке В. Е. Шевяков, А. Боженков, Н. А. Гаевский, Ф. А. Устинов, П. Н. Лебедев, Д. Горенко. Братья Борисовы поставили металлический забор вокруг стройплощадки, выполнили прокладку кабеля. Приезжали на помощь староверы из Томска: Д. Коробейников и А. Волынец. Оконные блоки сработали деревянных дел мастера Бесштанниковы из таёжного села Гарь, много потрудилась штукатур М. И. Носик. Прихожане, и стар, и млад, стремились помочь, чем могли: бабушки убирали стройплощадку по воскресеньям после службы, молодые перекладывали кирпичи, складывали доски и поддоны.
Денег у прихода было недостаточно, поэтому стройка иногда надолго замирала, чтобы возродиться после накопления средств. Обращались с просьбами о помощи куда только могли. И помощь приходила. Не раз помогал митрополит Алимпий, собирали пожертвования старообрядцы разных приходов России. Помогали наши зарубежные братья — старообрядцы Австралии и Аляски. Помогали стройке городская и областная администрации. Казанский старообрядец Александр Четвергов (будущий митрополит Андриан) разработал проект иконостаса и сам его построил, позолотил все кресты, написал пять больших икон. Он же собственноручно установил крест на центральном куполе собора 17 сентября 1999 года.
19 сентября 1999 года митрополит Алимпий, при большом стечении духовенства и мирян - старообрядцев России и зарубежья, торжественно освятил новый кафедральный собор во имя Рожества Пресвятыя Богородицы.
С того дня прошло восемь лет. Продолжается благоустроение храма и его территории. Ещё не завершены строительство и самого кафедрального собора, и церковного хозяйственного корпуса с большой трапезной, но соборный комплекс постепенно приобретает законченный вид и уже сейчас является украшением города. К столетнему юбилею общины городское управление благоустройства заасфальтировало проезд вокруг храма. Сделано много, но большие работы ещё предстоят по завершению внутреннего убранства храма и ряда его помещений, заполнению соборного иконостаса.